Генри (Ford, Henry) (старший) (1863-1947)
Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей
автомобильной промышленности США, основатель "Форд мотор компани" (Ford
Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства. Генри
Форд родился 30 июля 1863, на ферме, располагавшейся недалеко от
Дирборна, штат Мичиган (США). Форд "Существует
легенда, что мои родители были очень бедны и им приходилось туго. Они
были, правда, небогаты, но о настоящей бедности не могло быть и речи.
Для мичиганских фермеров они были даже зажиточны. Мой родной дом и
теперь еще цел и вместе с фермой входит в состав моих владений. [...]
Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем,
милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было
тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится
на тот же самый год, были подаренные мне часы. [...] Этот локомобиль
был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. [...] Когда я
ездил в город, карманы у меня всегда были набиты всяким хламом: гайками
и обломками железа. Нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и
я пробовал их чинить. Тринадцати лет мне удалось в первый раз починить
часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог чинить почти
всякие часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. [...] Я
никогда не мог особенно заинтересоваться фермерской работой. Я хотел
иметь дело с машинами. Мой отец не очень сочувствовал моему увлечению
механикой. Он желал, чтобы я стал фермером. Когда я семнадцати лет
окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока,
меня считали почти погибшим." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения",
1922).
В 1879 (в 16 лет) получил место ученика машиниста в
Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых
двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных
компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это
превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику
и инженерное дело. "31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда
выпустило автомобиль № 5 000 000. Теперь он стоит в моем музее, рядом с
маленькой газолиновой тележкой, с которой я начал свои опыты и которая
в первый раз пошла весной 1893 года к моему великому удовольствию.
[...] Та маленькая старая тележка, несмотря на свои два цилиндра,
пробегала двадцать миль в час и выдерживала, при своем резервуаре всего
в 12 литров, полных шестьдесят миль." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои
достижения", 1922). С 1893 - главный инженер "Эдисон ильюминейтинг
компани" (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя
электрической лампочки). В 1892 - 1893 создал свой первый автомобиль с
4-тактным двигателем внутреннего сгорания (марка "Форд"). В 1899
уволился с должности главного инженера, чтобы полностью посвятить себя
созданию собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899 - 1902 -
главный инженер "Детройт отомобил компани". Компания обанкротилась, и
Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в
автогонках: ему удалось стать очень популярным автогонщиком.
В
1903, с помощью группы финансистов, основал "Форд мотор компани" (Ford
Motor Company). Генри Форд получил 25,5% акций. Уставный капитал
составил 150 тыс. долларов, из которых наличными удалось получить
только 28 тыс. Тем не менее, спустя всего месяц был выпущен первый
автомобиль компании. В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с
его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались
дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон
продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем
контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в
1905 - 1919 и в 1943 - 1945). В 1908 Форд впервые в мире начал выпуск
массового дешевого автомобиля - появилась "Модель Т" (Ford Model T) и в
первый же год корпорация "Форд" смогла продать 10 тыс. автомобилей этой
модели. Прежде чем появилась "Модель Т", было создано 8 других моделей,
отличительной особенностью которых была их небольшая цена. Главной
целью Генри Форда стало превращние автомобиля из предмета роскоши в
предмет первой необходимости. "Когда появилась "Модель Т", большинство
автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей
люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный
фордовский автомобиль модели "Т" по цене всего 825-850 долларов... А
для тех лет 400 долларов разницы - огромные деньги. В среднем
работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. ... Прежде
автомобиль считался игрушкой только для богатых ... благодаря Форду
человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые
получил возможность купить новый автомобиль." (Из интервью с редактором
американского журнала "Карз энд Партс" Бобом Стивенсом). Продажу на
территории США осуществляла впервые созданная дилерская сеть: в 1913 -
1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только
продававших, но и ремонтировавших "Модель Т". К 1914 году число
проданных автомобилей модели "Т" достигло 250 тыс., что составило около
50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда "Модель
Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии
достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной
промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой
корпорации "Фольксваген".
С целью осуществления жесткого
контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки
металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 ввел самую высокую в США
минимальную заработную плату - 5 долларов в день, допустил рабочих к
участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но
вплоть до 1941 не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914
заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов
каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить
работой дополнительно несколько тысяч человек. "Повышенная зарплата" в
5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить
свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги,
его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода
Великой Депрессии.
В январе 1928 появилась новая "Модель А".
Нововведением стало устанавливаемое при сборке защитное ветровое
стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло
могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были
установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая
модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как
безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не
удалось: к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% рынка
США.
Сотрудничество с Россией началось в 1909, когда в
Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых
городах были открыты сбытовые конторы компании. В 1913 первым внедрил
конвейер в процесс производства. В 1919, по инициативе Советского бюро
в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов
"Фордзон". Несмотря на враждебное отношение к большевизму, Форд
пожертвовал своими политическими воззрениями во имя достижения
предпринимательского успеха в Советской России. СССР превратился в
самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям
самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых
автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921
по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов "Фордзон", сотни легковых
и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан
договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве
автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был
избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ).
По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать
выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские
автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под
Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя
обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на
общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода
№ 1 вышла первая советская "полуторка". В мае 1931 под Нижним
Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал
выпускать продукцию. В 1935 действие соглашения было прекращено по
обоюдному согласию, т.к. СССР стал выпускать машины собственного
производства. Всего за период с 1929 по 1936 между советскими
организациями и Фордом было подписано контрактов на сумму, превышающую
40 млн. долларов.
Перед началом второй мировой войны стал
поклонником Гитлера, выпускал газету, в которой печатались
антисемитские статьи, в 1938 принял от фюрера награду. В 1936,
совместно с сыном Эдселом (Edsel Bryant Ford), создал Фонд Форда (Ford
Foundation; в настоящее время является самым крупным американским
филантропическим фондом; финансовые активы фонда на конец 1999
составляли около 12 млрд. долларов). В 1945 году Генри Форд ушел с
поста президента своей корпорации. В 1945 пост президента компании
занял внук Генри Форда - Генри II (Henry II), родившийся в 1917. Умер
Генри Форд-старший в возрасте 83 лет, 7 апреля 1947 года, в Дирборне.
Среди
книг Генри Форда - "Моя жизнь и работа" (My Life and Work,1922, перевод
на русский язык - 1924; до 1927 в СССР переиздавалась семь раз),
"Сегодня и завтра" (Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык -
1927), "Движение вперёд" (Moving Forward, 1931). Книги, написанные
Фордом, неоднократно издавались и переиздавались в СССР,
рекомендовались руководителям советских промышленных предприятий в
качестве учебного пособия и студентам вузов в качестве учебника. В
СССР, в серии "Жизнь замечательных людей", была издана книга о Форде.
|